Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса ДОУ cтроится из бюджетных средств, согласно плану ФХД на текущий учебный год.
Детский сад оборудован системами безопасности: автоматической пожарной сигнализацией, кнопкой вызова сотрудников вневедомственной охраны, видеонаблюдением.
В ДОУ оборудованы:
- 6 игровых комнат
- Музыкальный зал
- Методический кабинет
- Медицинский кабинет с процедурной и изолятором
- Прачечная
Предметная среда в группах ДОУ отвечает современным требованиям и способствует качественной организации образовательной работы с детьми по реализации содержания всех образовательных областей основной общеобразовательной программы. На территории ДОУ посажены разнообразные деревья. Игровые площадки оснащены необходимым количеством игрового оборудования.
Спортивная площадка – оборудована для проведения спортивных игр и занятий.
Все групповые комнаты оформлены в соответствии с ФГОС ДО. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием согласно ФГОС ДО. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Для организации образовательного процесса в ДОУ имеются следующее материально-техническое и информационное обеспечение:
Ноутбук – 4 шт.·
Компьютер – 5 шт.·
Проекционный экран – 1 шт.·
Мультимедийный проектор – 1 шт.·
Музыкальный центр – 2 шт.·
Телевизор – 7 шт.·
Магнитофон – 6 шт.·
Мини-офис – 3 шт.·
В детском саду имеется медицинский блок, который по составу помещений и их площади соответствует санитарным правилам.
Сюда входит:
- прививочный кабинет,
- изолятор,
- кабинет медсестры.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием:
- холодильник для хранения вакцин·
- стол для постановки реакции Манту и БЦЖ·
- манипуляционный стол·
- облучатель бактерицидный - 2 шт. (настенный и переносной)
- шкаф для хранения лекарственных средств·
- аптечка для оказания неотложной помощи·
- · аптечка анти – СПИД ·
- противопедикулезный набор
- ведра с педальной крышкой для мусора·
- Ростомер·
- весы·
- кушетка·
- тонометр·
- фонендоскоп·
- шины для верхних и нижних конечностей·
- лотки·
- емкость-контейнер для дезинфекции инструментариев и использованных шприцев и игл·
- сумка-холодильник для переноса вакцины.·
Ежегодно планируются мероприятия по укреплению здоровья воспитанников.
. В состав пищеблока входят: заготовочная, моечная, раздаточная, кладовая для сухих продуктов и овощей. Пищеблок оснащен принудительной вытяжной вентиляционной системой и необходимым оборудованием:
холодильник – 4·
морозильная камера – 1·
плиты электрические – 2·
мясорубка электрическая -1·
шкаф жарочный – 1·
овощепротирочная машина – 1·
картофелечистка - 1
Оснащение кабинетов и групп
Оборудование групповых помещений МБДОУ
1.Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, с учётом гигиенических и педагогических требований. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской (дошкольной) мебели для сидения и столов (обеденных и учебных) соответствуют обязательным требованиям, установленным техническими регламентами.
2.Раздевальные оборудованы шкафами для верхней одежды детей.
Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый шкаф маркируется.
Шкафчики для одежды устроены так, чтобы максимально эффективно использовать пространство в раздевалках.
3.В групповых помещениях столы и стулья установлены по числу детей.
4. Стулья в комплекте со столом одной группы, промаркированы. Подбор мебели для детей произведён с учетом антропометрических показателей.
5.Рабочие поверхности столов имеют матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, обладают низкой теплопроводностью и высокой стойкостью к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств.
При организации занятий детей рассаживают с учетом их роста и состояния здоровья.
6.Используемые игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечают гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста используются только в качестве дидактических пособий.
7. В составе групповых не предусмотрены отдельные спальные помещения. Организация сна осуществляется на трехъярусных выкатных кроватях.
Материалы, из которых изготовлены кровати безвредны, для здоровья детей.
8.Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены.
9.Туалетные помещения разделены на умывальную зону и зону санитарных узлов. В зоне умывальной размещены детские умывальники . В зоне санитарных узлов размещены унитазы.
10.Туалетная комната оборудована хозяйственным шкафом для уборочного инвентаря.
11.В умывальной зоне установлены умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей.
12.Для детей младшего дошкольного возраста высота установки умывальников от пола до борта прибора составляет 0,4 м, для детей среднего и старшего дошкольного возраста – 0,5 м.
13.Унитазы оборудованы гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
14.В умывальных помещениях групп установлены настенные вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец и предметов личной гигиены.
15. В группах оборудованы буфетные зоны для приема готовой продукции, мытья посуды.
Вся мебель закреплена!
Развивающая предметно-пространственная среда в МБДОУ согласно ФГОС ДО:
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство (группы, участка) оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии с Программой). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов в ДОУ предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в ДОУ полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в групповых комнатах различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
5)Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей- инвалидов, всех помещений ДОУ, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей и детей- инвалидов, посещающих ДОУ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
III. Зонирование групповых помещений
Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях:
– детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;
– для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.
Жизненное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты.
Например, зона сюжетных игр отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.
В групповом помещении организованы зоны для следующих форм активности:
· приема пищи и занятий;
· сюжетных игр;
· игр со строительным материалом;
· игр с машинками;
· изобразительной деятельности;
· чтения и рассматривания иллюстраций;
· игр с песком и водой;
· отдыха;
· уголок природы.
IV. Динамичность предметной среды
Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны меняются, объединяются, дополняются. Динамичность среды побуждает малышей к преобразованию, к исследованию нового.
Развивающая обстановка, с одной стороны, обеспечивает ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны – позволяет взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.
Для этого в группе имеются легкие материалы и специальные предметы, позволяющие создавать новые зоны и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, , большие куски ткани и т.д.
Воспитатели меняют элементы интерьера, привлекая внимание малышей к тому, что в комнате появились новые красивые вещи.
Элементы каждой зоны периодически меняются. В каждой зоне своевременно появляются новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности.
Наряду с игрушками для сюжетной игры, детям предоставлен неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также заменяются, чтобы стимулировать развитие воображения детей.
Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.
Итак, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста – вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни. При этом в основу берется как ее содержательная, так и эстетическая стороны.
Комфортной средой для маленьких детей выступает такая среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней определенного возрастного контингента малышей.
Методический кабинет имеет своей целью и включает в себя:
· Осуществление методической помощи педагогам
· Библиотека педагогической и методической литературы
· Библиотека периодических изданий
· Организация консультаций, семинаров, педагогических советов
· Пособия для занятий
· Опыт работы педагогов
· Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов
· Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми
· Иллюстративный материал
· Изделия народных промыслов
· Скульптуры малых форм (глина, дерево)
· Игрушки, муляжи
· Ламинатор
Музыкальный зал имеет своей целью и включает в себя:
Занятия по музыкальному воспитанию
· Индивидуальные занятия
· Тематические досуги
· Развлечения
· Театральные представления
· Праздники и утренники
· Занятия по хореографии
· Библиотека методической литературы, сборники нот
· Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала
· Музыкальный центр
· Пианино
· Телевизор
· Разнообразные музыкальные инструменты для детей
· Подборка дисков с музыкальными произведениями
. Ширма для кукольного театра
· Детские взрослые костюмы
· Детские стулья
Оснащение объектов спорта
Спортивный зал совмещен с музыкальным залом.
Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания
· Мячи
· Обручи
· Туннель
· Тропа здоровья
Электронные образовательные ресурсы
В ДОУ доступа к информационной системе и информационно- телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам у воспитанников нет. У педагогов ДОУ имеется доступ к электронным образовательным ресурсам через сеть Интернет . В настоящее время в практике ДОУ педагогами используются в основном такие ИКТ-технологии как:
- подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);·
- подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;·
- обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;·
- создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательной деятельности с воспитанниками;·
- использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
- оформление буклетов, визитных карточек, материалов по различным направлениям деятельности.·
- создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.·
- использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.·
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.·
В МБДОУ имеется выход к сетевому ресурсу Интернет. Интерактивных досок и приставок ДОУ не имеет.
Библиотека
В детском саду имеется библиотека детских книг и методической литературы для педагогов ДОУ. В библиотеке имеется художественная, детская, экциклопедическая, педагогическая и методическая литература.
Прогулочные площадки
В ДОУ имеется 6 прогулочных площадок для детей всех возрастных категорий, посещающих детский сад. На каждом групповом участке имеются крытая веранда, зоны подвижных игр, закрытая песочница, турники, лестницы для лазания и другое оборудование.
Наличие цветников, зон озеленения
На каждом групповом участке разбиты клумбы, цветники, мини- огороды. Дети вместе с воспитателями ухаживают за цветами, выращивают зелень и овощи.
На территории сформирована экологическая тропа, включающая зоны озеленения (рябиновая аллея, уголок леса с елями, зона с плодовыми деревьями и кустарниками)